Михаил Ярин "Хыч" (yarin_mikhail) wrote,
Михаил Ярин "Хыч"
yarin_mikhail

Categories:

Валера Люшков делится опытом. Собираясь на Чукотку. (часть 1)

Оригинал взят у strelec_new в Собираясь на Чукотку. (часть 1)


Как вы, наверное, знаете, Чукотка это автономный округ и самая крайняя территория на северо-востоке нашей страны, омываемая с одной стороны Тихим океаном, а с другой Ледовитым. Территория эта и сегодня на большей её части, исследована лишь "на штык лопаты", то есть, не исследована почти совсем. Здесь под тонкой шкуркой дёрна, растительности или камня, до километра вглубь, вечная мерзлота, а на иных озёрах, со слов местных кочевников, происходят необъяснимые вещи.

У большинства из нас Чукотка ассоциируется чёрно-белыми картинками, на которых это холодная страна с вечной зимой снегом и льдами, на фоне которой чёрные фигурки чукчей, их яранги, олени, и на фоне студёного серого моря сцены охоты на морского зверя. Всё это тут есть, но Чукотка бывает и иной. За короткую бурную весну и северное лето, расцветает Чукотка. В это время здесь дивным узором сплетаются и зелень тундры, и разноцветье цветущих на её серых камнях лишайников, и многоцветье её диковинных цветов, и удивительные тона её белых ночей.



А Чукотская осень, когда на фоне голубых небес и сияющих свежей белизной вершин, загорается всеми оттенками багрянца тундра и вспыхивают яркой чистой желтизной лиственницы, и вовсе бал цветов.



Попадание туриста на Чукотку , кроме удалённости этой территории, что на карте России от Москвы, имеет и ещё одно существенное препятствие. И препятствие это в том, что основные аэродромы прибытия на Чукотку, в Анадыре и Певеке, находятся в пограничной зоне. Всём понятно, что это пережиток советских времён, но кому-то видимо так удобно и менять здесь, похоже, никто ничего не собирается.
Вместе с тем, что сегодня граница погранзоны на Чукотке находится в 25 километрах от линии морского побережья, а самый восточный район Чукотки, который собственно и называется Чукотским, имеет свой особый пограничный статус.

DSC_0700 (1024x683)

Цивилизованных способов решения этой проблемы не так уж и много.
Первый, заручившись приглашением человека с местной пропиской, в течение месяца или двух, получить пропуск в погранзону на этом основании. Недостатки его в том, что официально он даёт право находиться лишь там куда вас пригласили, а не путешествовать где вам захочется.
Другой способ – приглашение на работу и пропуск оформленный работодателем. Недостатки те-же, за исключением того, что работодатель, руководствуясь своими необходимостями, может послать вас в командировку, с любым маршрутом на Чукотке, и эта командировка уже сама по себе будет законным основанием для следования по прописанному в ней маршруту. К месту будет упомянуть, что и сами чукоты, как самоназываются люди не коренных национальностей живущие на Чукотке постоянно, когда из места проживания вне погранзоны им нужно, например, слетать в Анадырь или Певек, этим способом пользуются.
Ещё один, менее нервнозатратный, но платный способ попадания на Чукотку самолётом, - оформить пропуск через какую либо, паразитирующую на этом пережитке советских времён местную турфирму.

DSC_1108 (1024x683)

Из описанных самостоятельными путешественниками, такой опыт в 2010 году был у поляка из Кракова Михаила Мильчарека. За разрешение путешествовать по Чукотке и пропуск в погранзону, с целью посещения - «туризм», ему пришлось выложить турфирме из Анадыря 11 тысяч рублей. Но, это иностранец, возможно россиянину, которому не требуется разрешения на путешествие по Чукотке и вне погранзоны, такая услуга обойдётся значительно дешевле. Тот же Михаил Мильчарек упоминает, что турфирма может потребовать наличие у вас спутникового телефона, номер которого им якобы нужно указать при оформлении разрешения. А при желании посетить самый восточный район Чукотки, с более строгим погранрежимом, и сопровождающего от турфирмы…
А еще у него, по прибытии из Анадыря самолётом в Эгвекинот, затребовали оформить регистрацию. Что, при отсутствии местных знакомых, тоже стоило ему и нервов и денег, - большей частью уплаченных под не очень-то и нужное ему дорогое место в гостинице.
Не знаю, есть ли там такие строгости, в отношении путешествующих самостоятельно россиян, но думаю, почти любому из них хватит сообразительности сказать, что он следует через место прибытия транзитом, и задерживаться в нём не собирается. Так, например, после одиночного сплава по Анадырю от его истоков, когда я прилетел в столицу Чукотки из Маркова спецрейсом вертолёта, этого хватило, что бы разрешить назревающий инцидент с нарушением правил пребывания в погранзоне.
Как мне видится, пограничники там и сами понимают всю нелепость положения с погранзоной, в которой находятся и два основных города Чукотки и их аэропорты, и следуют здесь букве закона только там, где нет возможности на мгновение отвернуться в сторону и «не заметить» вынужденного «нарушителя».
Что касается меня, то лично мне самым перспективным законным основанием попаданием на Чукотку и обоснование путешествия там, видится командировочное удостоверение, например с целью – «собирать сказки, легенды, тосты…». По заверению местных информированных источников, способ этот работает.
И да, это нисколько не призыв лететь на Чукотку с фальшивой командировкой.
Самолётом добраться на Чукотку можно не только через Анадырь или Певек, но и через Билибино, куда летом до двух рейсов в день летает Ан-24 из Магадана, или Марково, куда оттуда же бывает борт раз в две недели.
Стоимость билета из Магадана в Билибино была около 12,5 тысяч рублей, из Магадана в Марково, около 16 тысяч теми же деньгами. Кроме того, со своей периодичностью, из Магадана прямо до месторождения «Купол», где у канадцев есть посадочная полоса, летает самолёт, возящий туда и вывозящий оттуда вахту. Почему то не сомневаюсь, что среди самостоятельных путешественников, найдутся и те, кто умудрится получить разрешение руководства компании «Кинросса Голд» и улететь на Чукотку их спецрейсом.



Людям путешествующим самостоятельно, имеет имеет смысл напомнить, что лететь на Чукотку, как и в другие места, дешевле используя встречный поток. То есть время, когда местный народ массово летит оттуда в отпуска, а назад борты идут полупустыми. Ну и обратно, в подобное время, когда народ возвращается на Чукотку из отпусков.
Кроме самолетов, на Чукотку можно попасть по земле, когда существует зимник от Колымской трассы до Черского и Билибино, или комбинированным сухопутно-водным путём, сплавившись по реке Колыме самостоятельно или с самоходной баржей до Анюйска, а там по летнику до Билибино.
Можно пробовать забраться сюда и водным путем, по севморпути, по Лене, судами доставляющими грузы на северовосток Якутии, или из портов Дальнего Востока, судами доставляющими грузы на Чукотку. Разумеется, что этот путь для людей с большой долей авантюризма и хорошей подготовкой. К недостаткам его можно отнести то, что путь такой экстремальный, и время, которое придётся потратить на поиски "попутного парохода" крайне непредсказуемо. С учётом, что лето на Чукотке коротко, если это не удачная оказия, едва ли выбор такого пути разумен.
Были случаи добирания на Чукотку и вовсе нестандартными способами. Так Нюргун Ефремов из Якутска, с велосипедом и байдаркой добирался сюда, что называется по целине, с Якутии через Колымский посёлок Омсукчан, на чукотский Омолон, и уже оттуда через Билибино, на реку Анадырь и уже по ней в сам город Анадырь. Где сейчас живёт, работает и откуда стартует в свои новые, не менее интересные и авантюрные путешествия по Чукотке.



Выбор времени для того или иного варианта путешествия, как и рационального маршрута на Чукотке – дело не простое и важное.
Если человека местного и опытного спросить сколько километров от пункта А до пукта Б, то скорее всего он ответит вам (цитирую чукотского приятеля Славу): "Материковским же не объяснишь, что меряем не расстояние, а дни пути. Все время спрашивают- а сколько км? Нате вам...

Загоскин

Нет бы спросить- сколько ехать? - А это смотря когда..."
Даже в аэропорту имея на руках билеты, по погодным условиям можно зависнуть и на неделю и на месяц. И не важно, что в аэропорту вылета голубое небо и светит солнце, всего в двухстах-трёхстах километрах, там куда вам нужно добраться, всё может быть совсем иначе.



Для рационального и насыщенного маршрута имеют значения и точки прибытия на Чукотку. Самый бюджетный вариант прибытия самолётом – Анадырь. здесь больше пассажиропоток, сюда летает две авиакомпании, и у них есть конкуренция.
По моему опыту, имеет смысл прибывать на Чукотку начале июня, когда здесь в разгаре весна.



Но, прибыв в Анадырь, до конца июня перебраться в город из аэропорта бюджетно, на пароме, не получится. Только вертолётом (3.5 тысячи) или судном на воздушной подушке (1,5 тысячи).
Да и теплоходик прибрежный пассажирский «Капитан Сотников" с сидячими местами, которым можно из Анадыря выбраться в Эгвекинот (12 часов), Беринговский (24 часа), Провидения (36 часов), начинает рейсы лишь с официальным открытием навигации. Расписание рейсов перед открытием навигации публикуется в местной газете. В 2012 году билет до Эгвекинота стоил 6 тысяч рублей.
В летний период есть вариант уйти и вернуться на суденышках развозящих в посёлки побережья уголь, за цену вдвое меньше. Но прилетев в Анадырь в начале июня начала навигации ждать придется около месяца, а как я уже напоминал,чукотское лето коротко.

DSC_1125 (1024x683)

Потому, интереснее прибыть в это время в Певек, где и на дикое побережье Восточно-Сибирского моря, с нерпами и белыми медведями, выбраться совсем не сложно, и стартовать по летнику Певек-Билибино, с ответвлением на Эгвекинот, как минимум до Майского, и далее до моста через реку Паляваам, можно сразу по прибытию.



До рудника на Майском есть трафик практически круглогодичный. От него(отворота на Майский) пешком не сложно дойти до моста через Паляваам и обосноваться в одном из балков поблизости, а с открытием летника, в 20-х числах июня, можно двигаться и дальше.



Единственное, что сдерживает, так это то, что авиарейсов в Певек меньше, и они дороже.
Да, и не надо забывать, что начало июня на Чукотке, это разгар весны и половодья, когда любой ручеёк может промыть полотно дороги, сделав её непроходимой. Если нет с собой лодки, преодолеть такое препятствие будет серьёзной проблемой.

DSC_0453 copy

Плюс наледи на ручьях и реках, перекрывающих местами дорогу «футбольными» полями.

DSC_0660 (1024x683)

Как я уже упоминал, можно прилететь в Билибино из Магадана, добравшись туда от Тынды или Якутска по круглогодичной автодороге. В 2012 году на самолёте АН-24 билет из Магадана в Билибино (Сокол-Кепервеем) стоил около 12,5 тысяч рублей.
Этот вариант интересен ещё и тем, что Билибино не находится в погранзоне.



В дальнейшем пограничники могут вами заинтересоваться разве что при путешествии по побережью, по доносу местных жителей. Да и то, едва ли будут тратить горючку, что бы ловить вас, а скорее будут отслеживать ваше передвижение по отрывочной информации от местных и встречать вас где либо в пункте прибытия.
Ну а из Билибино можно выйти на летник на Певек.



От летника можно сплавиться в Чаунскую губу, можно подняться на Эльгыгытгын, можно добраться интересно и относительно безопасно до Певека, и Эгвекинота, проехав по дороге от Ледовитого океана до Тихого через полуостров Чукотка.
В общем, вариантов множество, на разный уровень подготовки. Но, выходя на маршрут самостоятельного путешествия надо быть готовым к полностью автономному существованию. Жилых посёлков и магазинов на трассе нет.
Да, и зависать в Билибино крайне не бюджетно, - ценники в магазинах самые высокие в стране. В Певеке, примерно на 20% дешевле, в Анадыре, по чукотским меркам вообще лафа.
Если уж возникла такая необходимость, выручит относительно дешёвая местная оленина и рыба в магазинах, ну и на тушёнку цена не намного больше материковой.
Готовность к автономному существованию в пути важно по нескольким причинам. К такой подготовленности, отнесутся с бОльшим уважением и местные жители, к которым вы, например, обратитесь с просьбой вас подвезти, и просто встреченные в пути.
Чукоты с уважением относятся к людям способным решить свои вопросы самостоятельно и заранее предусмотревшим возможные возникнуть в пути ситуации, тем кто готов пережить их не создавая проблем другим.
Это не просто объяснить, но перемену отношения сразу чувствуешь, когда от снисходительного и попечительского, как к «туристу», не ведающему во что он ввязался отправившись в путь, оно меняется к отношению - как равному.
А случаи, даже летом на летнике, могут возникнуть разные.
От занесённых «вдруг» снегом и ставших непроходимыми для техники перевалов, до очередного половодья, когда в положении «ни туда, ни обратно» можно зависнуть у брода через реку на пару недель.



Потому, прося подвезти вас, будет уместным сразу поставить известность в том, что вас, в случае чего, нет необходимости обеспечивать ночлегом и питанием.
Это увеличит ваши шансы быть взятым в попутчики, но отнюдь их не гарантирует.
Например, водителям работающим на канадскую "Кинросса Голд", под страхом увольнения запрещено брать попутчиков. Кроме того, большинство ходящих по летнику машин, это УРАЛы, и на пассажирских сидениях рядом с водителем-трассовиком не редко стоит ящик с необходимым в пути скарбом, от питания и газовой плитки, до спальных принадлежностей. Потому, часто, если и найдётся место для одного человека, то рюкзак надо быть готовым быстро и надёжно закрепить-привязать там, где это будет возможно. Так, чтобы он не потерялся по пути и не превратился в итоге в комок сырой грязи.



Предположим, что вы достаточно серьезно отнеслись к подготовке к своему первому путешествию по Чукотке и в начале июня из Билибино или Певека готовы выйти в путь. В это время, как я уже упоминал, весна на Чукотке в самом разгаре: днём тепло, ночами заморозки, на реках половодье, до начала сквозного движения по летнику чуть меньше месяца.
Это значит, что путешествовать уже можно, но, если нет с собой лодки, до первой серьезной водной преграды, которую нельзя перейти вброд.
Из Билибино можно за пару сотен рублей нанять такси и попросить отвезти в начало летника на Певек, на Алискеровскую сопку (6 км), или за неё.
Можно пройтись пешком, выйдя за город по мостику, миновав слева Билибинскую АЭС и теплицы обогреваемые мирным атомом, и неспешно подняться на эту сопку самостоятельно. С другой стороны сопки открывается вид на долину реки Малый Кепервеем, вдоль которой, в обрамлении невысокого, преимущественно лиственничного леса, идет летник на Певек.



И до Границы леса, места за которым лес кончается и дальше на север только тундра и горки, у вас день неспешного пути.



Самое то, чтобы попробовать себя в качестве путешественника на Чукотке.
Не смотря на то, что обычно территория вокруг населённых пунктов бывает довольно пустынна в плане диких животных, здесь, кроме шарахающихся по кустарнику зайцев, полярных куропаток в брачном наряде, уток и куликов на весенних разливах, радующихся возвращению на родину, - можно встретить и дикого северного оленя и медведя.



И то, что медведи, там где они уже знают человека, обычно боятся его и стараются вести себя очень скрытно, не значит, что к встрече с ним и бесконфликтному разрешению ситуации не нужно быть готовым. Медведи все разные, как и люди, а жизнь одна. Но, ни в Певеке, ни в Билибино нет возможности купить фальшфейеры, а маленький перцовый баллончик типа «ШОК» здесь стоит в два-три раза дороже чем в Москве, если вообще есть в продаже.
Последний можно использовать как крайнее средство защиты, направив струю в нос, при попытке зверя проникнуть в ваше жилище или при нападении на вас, когда терять уже нечего. Но, если в ваших планах не только отметиться на Чукотке, прокатившись автостопом от одного обитаемого людьми места до другого, и так далее, лучше заранее озаботиться о том, чтобы с вами кроме перцового баллончика, была нормальная стрелялка (предпочтительнее 12 калибра), которая и уверенности, столь важной при общении со зверем, добавляет, и в случае чего, поможет отпугнуть зверя. Ну и, при необходимости, поможет добыть для пропитания ту же куропатку или зайца.



При наличии разрешающих документов, с перевозкой оружия и патронов на самолете проблем не будет(кроме сигнальных патронов, которые считаются пиротехникой и запрещены к авиаперевозке).
В это время, особенно в выходные, Билибинцы, после длительной зимы, с удовольствием выезжают, что называется, на природу, и, если повезёт, до Края леса или чуть дальше, можно кого ни будь застопить. Выбирая место под палатку для ночлега, лучше не ставиться в лесу, а выбрать открытую площадку с хорошим обзором вокруг. Медведи, живущие в лесной зоне, в отличии от живущих в тундре, не любят без нужды выходить на открытые пространства. Ночи в это время здесь уже вполне белые.



Кроме того, ставясь близ реки, надо учитывать возможность резкого подъёма воды, и всегда контролировать это, выставляя на границе воды свой «маячок».
Если есть возможность, лучше ночевать в балке, а не в палатке, даже если в нём нет печки. За Концом леса, поднявшись километров пять, направо вверх, туда куда уходит линия электропередач, в 2011-м был балок (скорее всего электросетей), который, прибравшись в нём, можно приспособить под временное жильё, выбираясь прогуляться по округе.



Здесь, на границе леса и тундро-гор, относясь в относительной безопасности, можно вполне насладиться чукотской весной. Пообщаться с евражками, куропатками и зайцами и пищухами, попробовать себя в ловле хариуса, поснимать весеннее разноцветье.



И, что самое важное, почувствовать насколько вы готовы к дальнейшему самостоятельному путешествию.
Если что-то упустили, отсюда у вас ещё будет возможность вернуться, или послать кого- либо в Билибино за необходимым в пути.



Ну и начало активного движения по летнику здесь тоже не останется не замеченным.
Кроме пути по этому летнику, из Билибино можно забраться и в глубину западной Чукотки, и сплавиться по Анюю до реки Колыма, а по ней до Черского. В с января по конец апреля есть зимник на Черский и дальше, до Колымской трассы. С завершением движения по оному, обычно всё портит отсутствие мостов через реки и проходимых бродов.
Из Билибино в посёлки района летает рейсовый вертолёт.
Дотируемый, с ценой билета аж в 1 тысячу рублей. Но, по моим представлениям, вылететь из Билибино в Бургахчан или Омолон проще, чем вернуться тем же способом обратно. Много желающих из местных отвезти родным в город дары природы, подкормить мясом, рыбой. Тут вообще проще, куда-либо забраться, чем выбраться обратно…



Потому, что бы не доставить другим людям хлопот, или не пополнить печальный список погибших или пропавших без вести, о многом надо думать заранее. То есть до того, как осознаешь, что всё уже совсем плохо.
Поэтому и водитель на летнике, даже имея возможность и желание взять попутчика, обычно «сильно думает» не увезёт ли он вас от мест, где ещё есть обратный ход туда, где в случае чего, обеспечивать сохранение вашей жизни и здоровья, или винить себя потом остаток жизни, что "завёз туриста на погибель", не разглядев, что тот в плане выживания в местных условиях пионер-пионером. Ну да, и коллеги потом, случись что, тыкать будут: «Ты что не видел, кого ТУДА везёшь?». Здесь и местные, в том числе коренные, гибнут каждый год.



Не скрою, подобные мысли, когда я рассказываю про то как просто и интересно можно путешествовать по Чукотке, посещают и меня. Потому и стараюсь рассказывать подробно, и не ленюсь повторять простые истины об том, что нужно всегда помнить о безопасности предпринимаемых действий и жизнеобеспечении. И очень надеюсь, что юноши и девушки «с взором горящим» не чувствующие КРАЙ, хорошо подумают, собираясь здесь погулять самостоятельно.
Tags: Цитаты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments