Михаил Ярин "Хыч" (yarin_mikhail) wrote,
Михаил Ярин "Хыч"
yarin_mikhail

Categories:

Во, блин, прибор! Хочу такой.....

http://www.optimusstoves.com/seen/optimus-products/products/katadynshopconnect/optimus-outdoor-kocher/optimus-svea/




Описание:
*Svea (англ. сленг) – «шведка».
Культовая горелка альпинистского сообщества.
Эта горелка широко используется альпинистами всего мира!
Ни одна горелка не испытывалась в походных условиях столько, сколько горелка OPTIMUS SVEA.
Она получила популярность благодаря сохранению эксплуатационных свойств на серьезных высотах.
Идеально подходит для путешествия в одиночку (и парами), приготовления пищи везде, где маленький вес оборудования имеет значение.
Технические характеристики:
- Размер - 100x130 мм
- Мощность - 1400 Вт
- Вес - 550 г
- Используемое топливо - Бензин
- Время горения на одной заправке - до 50 минут на максимальной мощности
- Объем топливного бака - 120 мл
- Время закипания 1 л воды - около 7 минут
- Материал - латунь
- Производство - Швеция (Германия)

Максимально полный обзор горелки, сделанный моим товарищем Димой ака strateg.
ТАНК С РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

История бензиновой горелки Optimus Svea (исторически несправедливо было бы называть горелку примусом, так как фирма Primus не имела к ее созданию отношения) началась очень давно. Собственно, даже не с фирмы Optimus, лишь позже перекупившей брэнд Svea. 123я модель, была выпущена впервые в 1955 году и считается по некоторым данным, первой компактной туристической бензиновой горелкой. В 1969 году бренд Svea был перекуплен фирмой Optimus.
Горелка несколько десятилетий считалась культовой в среде альпинистов всего мира, за свою надежность. В горелке всего две подвижных детали - регулирующий клапан и игла самоочистки (в первых моделях иглы не было и подвижная деталь была только одна), в отличие от современных жидкостных горелок.
В Советском союзе, горелку скопировали, назвав примусом "Огонек" ПТ-2. Изящная, практически "игрушечная" шведская горелка при этом растеряла всю изящность и приобрела советскую кондовость.

Итак, курьер доставил новый, блестящий, пока еще, на солнце латунью, аки золотом, примус (все-таки сила привычки - сила страшная, примус, так примус ). На вид - игрушка. Маленький, аккуратненький, кожух-таганок ажурный и воздушный. Алюминиевая крышка, она же, по совместительству миска со съемной ручкой, имеет полный объем всего 0,3 литра, а полезный 0,25 литра (столько можно налить, чтобы при кипении вода не выплескивалась). Свея целиком латунная, бачок по ощущениям довольно толстостенный, что подтверждается солидным для таких размеров весом.
Производитель заявляет вес в 550 грамм.

Взвешивание показало следующие результаты:

Миска-крышка 66гр
Ручка - 3-5гр
Горелка с кожухом-таганком - 469гр
Кожух-таганок 144гр
Горелка 325гр
Заправленная под пробку с таганком - 573гр

Не пушинка конечно. Для сравнения, вес горелки Primus MultiFuel

Вес горелки 321гр (без чехла и топливной бутылки с насосом)
Бутыль 0,6л и насос - 224гр
Комплект 545гр
Комплект с чехлом, ключиком для разборки горелки, переходником на цанговый баллон - 684 гр

Сравнение некорректное конечно, Primus MultiFuel имеет мощность 3 кВт, против 1,4 кВт Свеи, и удельная мощность соответственно у Primus-а гораздо выше. Но он был под рукой и я провел взвешивание.

"Заводится" Шведка достаточно легко - несколько капель спирта (или бензина, или маленький кусочек сухого горючего) в выемку в бачке под испарителем, предварительно сняв кожух-таганок или не снимая, поджигаем, и когда испаритель и форсунка прогреется, открываем клапан. Проводил испытания при комнатной температуре и при температуре +2 на балконе. При околонулевой спирт в выемке горит неохотно, лучше применять бензин или сухое горючее. Хотя у меня горелка разожглась. Вначале горение может быть неустойчивым, но быстро выравнивается, по мере прогрева. Звук работающей на полной мощности Свеи напоминает звук реактивного двигателя . Как написал в отзыве один иностранный пользователь "шумит, как ракета, работает, как танк. В любых условиях - просто работает, и все" (с)
Первый раз заправил бачок не полностью, залил 85 гр бензина "Галоша".
Производитель заявляет скорость закипания одного литра воды в течение 7 минут "в зависимости от условий" (с)
Результаты тестирования на скорость закипания:

3 л: 6мин - 56град; 10мин - 86град; 12мин - закипание.

В трехлитровом котелке кипятил, чтобы понять фактический верхний предел объема, который можно использовать. Поэтому провел несколько промежуточных замеров температуры воды в процессе нагрева. Шведка справилась, но явно объем великоват. На морозе может и не вскипеть. Оптимальный объем жидкости для такой горелки, думаю, литр - полтора. Но летом можно и больше.

0,4л в титановом котелке емкостью 0,8л - 2 мин.

0,25л, штатная миска-крышка - 1 мин 40 сек (без крышки)

Чайник 0,8 л - 4 мин.

Чешский армейский котелок 0,85л - 4 мин 40 сек (без крышки).

Нагрев производился в закрытых крышками котелках и чайнике, если не указано другое.

Итого, на 85ти граммах бензина, при комнатной температуре удалось вскипятить 3+0,4+0,25+0,8+0,85= 5,3 литра воды в различной посуде, и еще 0,85 литра в открытом котелке довести до температуры 61,2 градуса.

При заливе топлива под пробку, удалось залить ровно 204 гр бензина.

Что интересно. Размер Свеи, оказался хорошо совместим с титановой посудой фирмы Snowpeak.
Кружка-котелок объемом 0,7 литра одевается вместо штатного котелочка сверху, закрывая почти весь примус, оставляя около сантиметра бачка внизу. Вставить примус в котелок не представляется возможным, из-за расширения внизу бака.
Вот этот котелок
http://www.snowpeak.com/cookwa...m-scs-005t.html
Вес котелка составляет 95гр без крышки, 130гр с крышкой. Но в итоге получаем уже минисистему, на которой можно готовить, в отличии от штатной игрушечной мисочки.
Следующий по размеру котелок
http://www.snowpeak.com/cookwa...m-scs-008t.html
вмещает примус в полном комплекте, с небольшим зазором между стенками, в который можно напихать чайных пакетов, быстрозавариваемой каши и т.п.

Свея влезает в набедренную сумку Макспедишн Термит, хотя я думал не поместится

Некоторые особенности работы с данной горелкой.
1. Ключик, которым крутится регулирующий клапан во время работы сильно нагревается, лучше снимать его, когда не нужно регулировать силу пламени, что не совсем удобно, либо крутить в перчатке. Ключик висит на цепочке, так что его можно смело "бросать".
2.Не рекомендуется выжигать бензин досуха, внутри хлопковый фитиль, который может обуглиться от перегрева и засорить горелку.
3. на морозе, лучше разжигать сухим горючим (1/6 - 1/8 таблетки), так как бензин в чашке выгорает слишком быстро, не успевая разогреть бачок.
Собственно, больше никаких отличий от других примусов я пока не заметил. Свея в использовании второй день, впереди испытания при температуре -10 - 15 градусов и покупка внешнего насоса, для создания избыточного давления в баке без нагрева.

Выводы

Конечно, сейчас есть более легкие, более мощные бензиновые горелки. Но у Шведки есть непередаваемое очарование. Есть победоносная история. Горелка вполне рабочая. И еще, она очень красивая .
Недавно проводил ТО насоса мультитопливника от Primus. Обилие деталей и различных пружинок, вызывает некоторую неуверенность в приборе.
Когда я увидел взрыв-схему мультитопливника Ковея Бустер - мне стало страшно
В этом плане Optimus Svea - производит впечатления верха простоты и надежности. Это автомат Калашникова от шведов среди горелок. Что, впрочем, подтверждается уже на протяжении многих десятилетий.


В России продаётся тут: http://www.camping.ru/index.php?id=901&pid=169
Tags: Аутдор, Горы, О как!, Охота, Экипировка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments